МБОУ "СОШ № 117"
Оренбургская область город Сорочинск
  • Функциональная грамотность

    Общая информация

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

     1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Банк заданий

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

    В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

    Банк открытых заданий состоит из материалов, которые прошли камерную апробацию в ходе когнитивных лабораторий, а также массовую апробацию в 24 регионах Российской Федерации в 2018/2019 учебном году (задания для 5 и 7 классов) и в рамках дистанционного обучения в Московской области при проведении региональных диагностических работ в 2019/2020 учебном году (задания для 6, 8 и 9 классов).

    Надеемся, что подготовленные материалы окажут помощь учителям и специалистам в области образования в понимании вопросов формирования функциональной грамотности учащихся.

    Банк заданий по Читательской грамотности

    Банк заданий по Математической грамотности

    Банк заданий по Естественнонаучной грамотности

    Банк заданий по Глобальным компетенциям

    Банк заданий по Финансовой грамотности

    Банк заданий по Креативному мышлению

    Документы

    - Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;

    - Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;

    ​Список литературы по формированию функциональной грамотности

    ​Оценка функциональной грамотности (презентация)

    Результаты PISA в 2018 (презентация)

    Совершенствование российского образования (по результатам международных исследований

    качества общего образования PIRLS, TIMSS и PISA)​

    Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)

    Образовательная платформа "Просвещение" ​ 

    Тест "Цифровые компетенции педагога"  ​

    Материалы Института стратегии развития образования РАО

    Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация)

    Региональный уровень:

    - региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций;

    Муниципальный уровень:

    - муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций;

    Школьный уровень:

    Кейс по формированию функциональной (читательской) грамотности

    Кейс по формированию функциональной (математической ) грамотности

    Кейс по формированию функциональной (естественно-научной ) грамотности

    - план мероприятий образовательной организации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций.

    Дополнительная информация

    ​Список литературы по формированию функциональной грамотности

    Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)

    Образовательная платформа "Просвещение" ​ 

    Тест "Цифровые компетенции педагога"  ​

    Материалы Института стратегии развития образования РАО

    Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация)

    Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности.

    МКУ ДПО ИМЦ информирует, что для всех образовательных организаций открыт доступ к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности для обучающихся 8-9 классов (далее - Платформа).

    Для работы с банком заданий необходимо авторизоваться на Платформе при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее - РЭШ). В случае отсутствия учетной записи в РЭШ, необходимо пройти регистрацию.

    Срок проведения тренировочных работ - до 31 мая 2021 года. Ссылка на систему в сети Интернет. По вопросам работы Платформы можно обращаться по адресу электронной почты:  fg@edu.ru.

    ООО «Яндекс» (Яндекс. Учебник) запустил марафон по функциональной грамотности для педагогов и школьников младших классов.

    Ссылка на размещение материалов.

    Портал "Электронный банк заданий" для оценки функциональной грамотности.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie